Информационный сайт Щелково

По архитектурно-планировочной организации территории города.

Значительное влияние на формирование архитектурно-планировочной структуры города оказывают его природно-географические условия и особенности исторического развития региона и города.

Город расположен в бассейне реки Клязьма, проходящей почти в широтном направлении. Меньшая часть территории расположена на левом, более высоком берегу реки, большая часть расположена на правобережной равнине. В пределах города в реку впадают два правобережных притока (Воронок, Поныри) и один левобережный (р. Уча). С Северной и восточной сторон к городу примыкают значительные лесные массивы, с южной стороны – лесные участки национального парка «Лосиный остров».

Город сформировался из группы сел и отдельных фабрично-заводских поселений, результатом такого объединения стала явная функциональная чересполосица в застройке города. Позднее на базе Чкаловского аэродрома, возникло множество военных городков и других военных объектов, представляющих собой самостоятельные автономные образования, включенные в черту города Щелково.

Железная дорога Москва-Фрязево выполняет роль основной структурной оси, объединяющей все разрозненные и многообразные части города в широтном направлении. Из редких меридиональных структурных осей необходимо отметить автодорогу Щелково-Фряново, берущую начало от федеральной трассы Москва-Черноголовка, которая проходит практически через центр города (Пролетарский проспект), усугубляя расчлененность его структуры.

Возможности формирования цельного по структуре города ограничивают крупные техногенные объекты, расположенные на его территории, в том числе Чкаловский аэродром, доломитовые карьеры, резервуары подземного хранения газа, межрайонные очистные сооружения канализации и др. В результате анализа внутренних территориальных резервов принятый вариант территориального развития города предусматривает использование земель только в пределах городской черты.

Принятое проектом функциональное зонирование полностью соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ. На территории города установлены жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, рекреационные зоны, зоны военных объектов и другие более мелкие зоны.

Все сложившиеся в городе жилые кварталы и микрорайоны в основном сохраняются. Предусматривается незначительное уплотнение существующих 5-9-этажных микрорайонов, расположенных в левобережной части города (по улицам Талсинской, Заречной) и в правобережной части города (в основном вдоль Пролетарского проспекта). Практически полностью сохраняются сложившиеся кварталы усадебной застройки в районах «Западный», «Заречный», «Воронок».

А вот кварталы двухэтажной деревянной застройки в районах «Воронок», «Чкаловский», кварталы ветхой 1-этажной застройки в поселке РТС и Жегалово подлежат полной реконструкции. На месте ветхих домов намечено строительство в основном 5-этажных многоквартирных жилых домов и надстройка дополнительных этажей. Намечены к сносу массивы усадебной застройки, попадающие в санитарно-защитные зоны от существующих предприятий и сооружений, или в связи с прокладкой новых улиц и магистральных сетей (кварталы в деревне Хотово, в зоне очистных сооружений, участки в селе Кожино, Западном районе и др.). Снос небольшого количества участков предусматривается в зоне общегородского центра.

Самые крупные площадки для нового 5-9-этажного жилищного строительства размещены в Западном районе, в районе «Солнечный» и вблизи пос. Чкаловский. В районе «Западный» размещен и квартал для 2-3-этажной высокоплотной коттеджной застройки. В районе пос. Чкаловский и Бахчиванджи, в Звездном городке будет осуществляться достройка и уплотнение существующих кварталов 5-9-12-этажными домами. Производственные объекты (промышленные, транспортные, коммунально-складские, промышленные и пр. предприятия) размещены в настоящее время и в крупных производственных зонах «Центральный», «Солнечный», «Жегалово», «Воронок» и в виде отдельных вкраплений в жилых зонах других районов. С целью упорядочения функционального зонирования территории города проектом предусматривается размещение новых производственных объектов преимущественно в трех районах – «Солнечном», «Центральном» и «Жегалово», на территории, протянувшейся широкой полосой с севера на юг. В этой же полосе (в районе «Солнечный») предполагается разместить и предприятия, намеченные к выносу из центра города и с набережных реки Клязьмы.

Рекреационные зоны сосредоточены сейчас в основном вдоль реки Клязьмы и ее притоков. Размещение этой зоны в генеральном плане сохраняется. Кроме того предусматривается создание нескольких новых рекреационных зон: в районе «Солнечный» - на базе водохранилищ, создаваемых на месте карьеров Щелковского рудоуправления, в районе «Заречный» - так называемый Нагорный парк и в других районах небольшие зоны в виде садов и скверов.

В проекте предусматривается сохранение территорий, входящих в зоны военных и режимных объектов в пределах их современных границ. На расчетный срок генплана сохраняются территории сельскохозяйственного назначения, а также все сложившиеся территории инженерной инфраструктуры (канализационные очистные сооружения, участки сооружений водопровода, электроснабжения, теплоснабжения и др.). Намечены в консервации два городских кладбища, находящихся на территории города и входящие в зону специального назначения. Кроме того, вблизи очистных сооружений намечено размещение новой мусоросортировочной станции.

В общественно-деловых зонах города размещаются учреждения обслуживания, административно-управленческие учреждения, научно-исследовательские и проектные организации, культовые здания, центры коммерческой, деловой, финансовой и общественной деятельности. Центральная общественно-деловая зона размещается на обоих берегах реки Клязьмы. Она включает в себя сложившуюся на правом берегу реки главную площадь города (пл. Ленина) с группой административных, управленческих, судебных, финансовых, проектных организаций, учреждений культуры. На левом берегу в состав общественно-деловой зоны вошли построенные здания предприятий связи, крытого рынка, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и строящееся крупное здание торгового центра.

С целью расширения центральной общественно-деловой зоны, создания непрерывной и завершенной системы зеленых насаждений, осуществления комплекса берегоукрепительных работ и прокладки пешеходных бульваров, предусматривается вынос с берегов реки Клязьмы трех промышленных предприятий (шелкоткацкой и фетровой фабрик, фабрики «Техноткань»), двух автотранспортных предприятий (автоколонны № 1785 и автоколонны Щелковоавтотранс), ветхих построек Политехнического колледжа, более мелких организаций (скорой помощи, конторы ритуальных услуг, филиала НИИХИММАШ) и небольшого количества усадебных жилых домов. Часть освобождаемых территорий будет использоваться под строительство новых современных жилых комплексов.

В отдельных крупных районах города – «Западном», «Чкаловском», «Солнечном», «Жегалово» и резервном намечается создание общественно-деловых зон районного уровня. Эти зоны создаются вблизи магистральных улиц городского и районного значения, а также по возможности увязываются с системой зеленых насаждений района и структурой прилегающих жилых зон. Ограниченные территориальные резервы не позволяют предусмотреть значительные массивы зеленых насаждений общего пользования вблизи общественно-деловых зон районного уровня. Проектом предлагается компенсировать недостаток зеленых насаждений в районах города развитием парковых зон вдоль реки Клязьмы, особенно в центральной части города.

Основой структурно-планировочного каркаса города являются его транспортно-пешеходные связи. Транспортные связи объединяют в единое целое все функциональные зоны города, обеспечивают выходы на внешние автомобильные дороги. Пешеходные связи, проектируемые в тесной взаимосвязи с зелеными насаждениями общего пользования и с общественными центрами города, призваны создать параллельный планировочный каркас города и обеспечить создание бестранспортных зон, привлекательных для населения.

Вытянутый с запада на восток массив городской застройки, представляющий собой недостаточно организованный конгломерат различных функциональных зон города, сегодня слабо обеспечен простыми, ясными, сквозными транспортными связями. В широтном направлении основной транспортной осью будет служить магистраль, проходящая параллельно железной дороге. Она кратчайшим путем свяжет между собой все районы города и будет иметь выходы на прилегающие населенные пункты (Болшево, Монино). Второй по значимости широтной связью станет ул. Талсинская-Заречная с выходом на Ивантеевку.

Поддержать эти две широтные магистрали городского значения призваны районные магистрали и две обходные дороги – Северная и Южная. Основными меридиональными транспортными связями станут существующий Пролетарский проспект, с которого будет выведено все грузовое движение и новая городская транспортная магистраль (по трассе ул. Фабричной) с преимущественным движением грузового транспорта. Последняя магистраль, проходящая в основном по производственным зонам и частично по границе между производственными и жилыми зонами, обеспечит транспортное обслуживание крупных грузообразующих предприятий и пропуск транзитных потоков.

Основные пешеходные связи намечено проложить по проектируемым зеленым массивам, размещенным вдоль реки Клязьмы и ее основных притоков. Кроме того, в качестве пешеходных трасс намечено использовать зеленые бульвары, существующие по улицам Пушкина, Комарова, Парковой, Талсинской и по пешеходным мостам через реку Клязьму.

Город Щелково обладает специфическими условиями восприятия своей застройки со стороны внешних дорог (железных и автомобильных) и во внутригородских пространствах.

Потенциальные возможности в создании удачных видов, точек и запоминающихся панорам городской застройки возникнут при формировании многоэтажной застройки и создании больших водохранилищ на базе доломитовых карьеров после прокладки федеральной автодороги вдоль северной границы города по высокому борту долины реки Клязьмы.

Все условия для формирования выразительной ансамблевой застройки имеются в центральной части города – вблизи реки Клязьмы. На отрезке долины реки от впадения в нее ручья Воронок и до излучины вблизи комбината «Славия», необходимо уделить особое внимание формированию прилегающей жилой и общественной застройки, использованию запоминающихся вертикальных акцентов, интересных по объемно-пространственному решению крупных общественных зданий, берегоукрепительных сооружений и набережных реки.

Все эти градостроительные средства позволят создать в городе прекрасную ансамблевую застройку и обеспечат повышение его привлекательности.

К оглавлению «Генеральный план г. Щелково».











Реклама


Отремонтировать квартиру



Починка стир/маш и холод.