Информационный сайт Щелково

Александр Николаевич Анфиногенов.


Александр Анфиногенов

Когда работал на Щёлковском ТВ, то частенько слышал: «Да это ещё Анфиногенов придумал», или: «Александр Николаевич наладил такую работу», или: «Новостная сетка вещания со времён Анфиногенова почти не изменилась»… Звучало это примерно как «да я ещё Ленина помню».

Вот и представлял себе Александра Анфиногенова эдаким «Ильичом», то есть товарищем в возрасте, умудрённым жизненным опытом. И только недавно узнал, что в пору создания ТВ ему было 25 лет.


В этом году Щёлковскому телевидению 20 лет. Попросил Александра Анфиногенова вспомнить, как и зачем всё начиналось. Он согласился.



КРИС и другие приключения

В конце 80-х у нас было только Центральное ТВ, которое рассказывало о больших и важных делах. Местная информация оставалась доступной лишь из газет. Но тут стали появляться переносные видеокамеры. Это как волшебство - прорыв: и видео, и звук. Конечно, видеокамеры стоили безумно дорого, но они уже появились. А вместе с ними и идея создания местного ТВ.
Она носилась в воздухе, об этом думали во многих районах Московской области. Но было ясно, что дело затратное. А с другой стороны, не знали, как создавать телевидение, потому что профессионалов рядом не было, были только небожители в Останкине.
  Всё это происходило на фоне событий 80 - 90-х: перестройка, ГКЧП, развал СССР. Народ живо интересовался всем происходящим. Люди всегда очень восприимчивы к информации и хотят её получать оперативно, а тогда это стало чуть ли не главной потребностью. Первыми, кто понял, как ответить на запросы людей, были технари. Они повсюду делали кабельное телевидение и, ретранслируя основные каналы, добавляли свои. Сергей Жарков и Александр Анфиногенов у Аксиньинского сельского клуба
  Так в Щёлкове начало свою работу кабельное телевидение - КРИС (Коммерческая развлекательно-информационная служба). Многие помнят стильные плакаты на многоэтажках с этим логотипом, многие помнят Сергея Василевского, фактически первого щёлковского виджея.
   В основателях КРИСа - Игорь Цветков, Игорь Алисов и Сергей Жарков. Сергей тогда был популярной в городе личностью – многие до сих пор помнят его дискотеку «Глобус». Я после армии какое-то время занимался дискотекой «Контур» в районном Дворце культуры, с Сергеем мы были знакомы. Так вот, первая камера появилась как раз у Сергея Жаркова и его друзей, то есть в КРИСе.

Здесь позволю себе прервать Александра Анфиногенова, чтобы рассказать о нём самом в начале 90-х. А назывался Александр Николаевич в то время «избачом», то есть заведующим сельским клубом – в Аксиньине. Тогда он уже был человеком семейным, отцом, а вот жилплощади не наблюдалось, и тут такая возможность: на первом этаже - клуб, а на втором – те самые необходимые молодой семье «квадраты». То есть и песни с пелёнками, и пляски с распашонками.

Анфиногенов ещё умудрялся отвечать и за культуру в МИФе – Молодёжном инновационном фонде. Президентом фонда в те времена был тоже двадцатипятилетний, но уже депутат Московской областной Думы Николай Павлов.


Николай Николаевич был очень харизматичен: молодой активный депутат Мособлдумы, вокруг которого всегда кипела жизнь. В МИФе я отвечал за культуру, но не в обычном её понимании, а в альтернативном, молодёжном. Устраивал районные праздники, в клубе ШТФ руководил рок-лабораторией. Дружили с газетой «Время», в которой Павлов организовывал молодёжные выпуски, а Сергей Жарков с Александром Шляхтиным снимали мероприятия, которые мы тогда устраивали.

Здравствуйте, дорогая редакция

Вот тут и родилась идея: а давайте попробуем делать местные новости, ведь людям было бы интересно оперативно узнавать о том, что происходит в их городе, районе, а не только смотреть Центральное ТВ. С этой идеей и обратился Николай Павлов к бывшему руководителю района, ставшему затем зампредисполкома Мособлсовета Н.В. Гаранькину.

Николай ПавловНиколай Васильевич загорелся продвижением идеи сам и подключил к её реализации председателя  Щёлковского городского совета народных депутатов Григория Яковлевича Преслера. А затем идею поддержал председатель исполкома Николай Петрович Пашин, который и подписал распоряжение о создании Щёлковской редакции телевидения, в которой первыми штатными сотрудниками были я, Сергей Жарков и главный бухгалтер Марина Андропова, которая перешла к нам из КРИСа. О Марине хочу сказать особо – это всегда был надёжный тыл Щёлковского телевидения, а в этом году у неё «фарфоровая свадьба» - 20 лет на одном предприятии!

Поначалу собственного помещения у нас не было. Пытались что-то делать на базе КРИСа. Потом, спасибо Серафиме Николаевне Службиной, появилась комната в центре «Романтик». Там мы собирались, планировали съёмки, просматривали снятый материал, а монтировали в помещении Аксиньинского клуба. Затем развозили кассеты на кабельные сети, и в КРИС, и в Щёлково-7, и в пос. Чкаловский и т.д. Так новости попадали к зрителю.

Ещё спасибо хочу сказать Ирине Львовне Четвериковой, тогдашнему главному редактору газеты «Время». Она разрешала нам пользоваться одной из редакционных комнат. Там был телефон, что позволяло осуществлять необходимую коммуникацию. В газете мы дали первое объявление о наборе персонала,  а в комнате редакции проходили первые собеседования с кандидатами.

Но перед тем как набирать и учить других людей, нужно было самому освоить премудрости телевизионной профессии, а точнее - профессий. Учёба происходила по «пирамидальному» принципу: сначала я сам досконально разбирался в специфике очередной составляющей телевизионного процесса, а затем учил других. Потом другие учили следующих и т.д.Почётный гражданин Московской области, председатель Мособлсовета Иван Черепанов, Александр Анфиногенов, Николай Пашин, Александр Толстяков

С одной стороны, я, будучи профессиональным музыкантом, имел хорошие навыки работы со звуковой аппаратурой. В Аксиньине у меня даже была студия звукозаписи, то есть с технической частью проблем не возникало, поэтому достаточно быстро понял телевизионную специфику. Детально разобрался, как формируется видеосигнал, как его обработать, как наложить фонограмму на видео.

С другой стороны, я увлекался фотографией, это мне от отца передалось. Так что слова «композиция», «кадр» для меня не пустой звук. Но вот как делать новости с журналистской точки зрения, было не совсем ясно. И здесь начался поиск. У Николая Павлова нашлись знакомые в журналистской, в том числе и телевизионной, среде. И мы с ним мотались в Останкино, чтобы вызнать у тамошних профессионалов о том, как готовить материал, как правильно задавать вопросы в кадре, как написать закадровый текст и подводку диктору.

После того как я освоил технику съёмки, монтажа, журналистскую работу, начался этап подбора кадров. Первым оператором стал Александр Толстяков. Затем пришёл Сергей Скоридов, Павел Байдалов. Замечательные ребята, ставшие за короткий срок профессионалами, потом связали свою жизнь с уже федеральным телевидением. Первым диктором стала Анна Емелина, а первым монтажёром стал Игорь Макеев, который впоследствии освоил все телепремудрости и охотно делился своими знаниями с новичками. Профессиональный, ответственный, бесконфликтный, позже он стал моим заместителем, практически правой рукой. А первыми журналистами были – Елена Гулынина, Тамара Астапенкова, которая теперь трудится в «МК».

Игорь МакеевПервоначально приходилось работать на одних и тех же кассетах, затирая предыдущую информацию. Но как только появилась финансовая возможность, кассеты и с черновым материалом, и с программами я стал оставлять. Они нумеровались, их содержание записывалось в журнал, так появился архив. Считаю, такую летопись района обязательно оценят.

Сначала новостные выпуски выходили еженедельно. Делали их силами одной съёмочной группы. Ограничений по хронометражу не было, и поэтому старались рассказывать о событиях более развёрнуто, чем на Центральном ТВ. Мы глубже входили в тему и подавали её с точки зрения различных людей.

Надо сказать, обратная связь появлялась сразу: нам начали писать, звонить. Всем хотелось высказаться по поводу ТВ. Зритель желал видеть на экране не только представителей власти, но и обычных жителей города. Так появилась идея программы «Хочу сказать».

Замысел прост: по ТВ и в газете давалось объявление о времени и месте работы камеры. Каждый мог прийти и высказаться. От желающих отбоя не было. Мы оперативно монтировали полученный материал и вечером выдавали в эфир.

Нам хотелось делать телевидение для людей, чтобы оно было интересным, эмоциональным. И скоро стало понятно, что для этого нужно от кабельного ТВ переходить к эфирному, то есть нужна своя частота, свой передатчик.

Достучаться до небес

    В 94-м году мы с Сергеем Жарковым поехали в институт радио (НИИР) в Москву. Опять же Николай Павлов помог: нашёл контакты директора - Юрия Борисовича Зубарева. Вот мы и заявились к нему со словами, что нам частота нужна. Помню, что нашей наглости он немного удивился, но пошёл навстречу и согласился провести исследование электромагнитной совместимости, чтобы в принципе понять, есть ли в Щёлкове свободная частота.Александр Анфиногенов на телевышке
     В то время директор Щёлковского узла связи Сергей Фёдорович Давыденков начал строить вышку для нужд своей службы. Он не возражал, чтобы мы у него разместили передатчик. Правда, до передатчика было ещё далековато: надо с частотой разобраться.
     И вот тут возникла трудность. Специалисты Института радио выяснили, что в Щёлкове нет свободных частот, поскольку здесь много режимных объектов (аэродром, космическая связь и т.д.). Оставалась единственная возможность – выделить резервную частоту, которая принадлежала Федеральному агентству правительственной связи и информации.
    Пришлось ехать к генералам ФАПСИ. И, видно, так нам хотелось получить частоту, что удалось и с ними договориться. Спасибо им большое.
   Так в середине 1995 года решился технический вопрос. Нужно было заказывать передатчик, закупать дополнительное оборудование, то есть развиваться. С этим помог тогдашний глава района Н.П. Пашин, заложивший в бюджет 1996 года приличные средства на нужды ТВ. Именно он выделил нам комнату в здании администрации, а затем и помещение под съёмочный павильон, в котором до сей поры располагается ТРК «Щёлково».
    Сейчас уже мало кто помнит, что это была кинобудка актового зала администрации. Поскольку кинопроекционное оборудование довольно массивное, то и потолки в кинобудке были до такой степени высоченными, что мы превратили её в двухуровневый павильон. Считаю своей заслугой, что кроме создания необходимых условий для съёмочного процесса, удалось туда провести канализацию, горячую воду, обустроить кухню, даже душ смонтировать. Ведь мы тогда пропадали на работе днями и ночами, поэтому такие элементы комфорта, особенно для съёмочных групп, были вовсе не лишними.
     Началась какая-то особая жизнь. Работа настолько всех увлекала, что не хотелось (да и не получалось) надолго расставаться. Девиз тогдашнего телевидения был максималистичен - «Мы можем всё, и поэтому мы вам нужны!» Один из характерных моментов: секретарь-координатор Светлана Иванова, узнав, что начались очередные поиски диктора, пришла ко мне и заявила – я хочу стать диктором. Три месяца она сидела по вечерам в обнимку с видеомагнитофоном, на который записывала федеральные новости, потом расшифровывала их и начитывала вместе с оригиналом, попадая в темп, интонацию, артикуляцию. И всё получилось.


      

 

    В то время в штате состояло 10 универсальных сотрудников. Была уже отработана система производства новостей, но никто не считался чисто техническим работником. Если возникала необходимость, то и писали, и снимали. А когда начали собирать эфирный комплекс рядом с узлом связи, то ещё и профессию строителя пришлось освоить.
   Комплекс делали из вагончиков. Помню, когда мы покрасили первый их них (заброшенный тир), из-за запаха краски в нём работать оказалось невозможно: «эфирили» прямо с улицы. В первый эфир мы вышли в 1998 году, в День города. Многие до последнего момента не верили в это, хотя уже и антенну установили, и аппаратуру отладили. Напряжение дошло до такой степени, что Николаю Павлову, тогда уже курирующему телевидение в ранге помощника главы района, предложили уволиться с должности, если бы выход в эфир не получился.
    В преддверии эфира начались поиски новых телевизионных жанров, появились новые программы. Ирина Седова стала делать цикл «Этюды об искусстве». Потом она начала проводить салон «Музыкальный пассаж», в котором участвовали знаменитые на всю страну академические артисты. Мы делали телевизионную версию салонов с трёх камер прямым монтажом. Неувядающие программы Ирины Седовой и сегодня – «золотой фонд» для любого телеканала. Пришёл на телевидение Юрий Невзоров. Я предложил ему делать музыкальную передачу с участием щёлковских талантов, и первоначально хотел назвать её «Фабрика звёзд», но после пилотных программ закрепилось название «Худсовет» (в смысле художественный совет, состоящий из голосующих зрителей). Этот проект стал сверхпопулярным. Появилась и программа «Музыкальный инстинкт», до сей поры её блестяще делает бессменный автор и ведущий Сергей Василевский.


      

    К тому времени новости уже выходили три раза в неделю, в прямом эфире запустили программу «Диалог». Появилась программа «Звёздный дождь»: благодаря Вере Сапроновой раз в неделю приезжали популярные артисты и в прямом эфире пели, рассказывали о себе. Александр Толстяков делал замечательную программу «Православные беседы». Манук Дшхунян вёл весёлую программу «Бред-парад». Продолжалось совершенствование новостного блока – работать журналистами захотели талантливые девушки Ольга Маркелова, Екатерина Сорокина, осваивать операторское мастерство - Игорь Поляков, Олег Сергеев.
   Выросла нагрузка на монтажёров, и на смену Александру Брязгунову пришли Иван Викторов, Андрей Казанцев, Дмитрий Осмянкин, Валентин Солодин, Виктория Черкасова, которая, блестяще освоив монтаж, стала вести программу «Элементарное радио», а сейчас работает режиссёром на федеральном канале.Вячеслав Малежик, Екатерина Сорокина, Алексей Пущин
    Кадровая политика на телевидении была ротационной, приходили работать люди из самых различных сфер деятельности, кто-то, не справившись, уходил, а те, кто оставался, осваивали новые для себя профессии. Достигнув высокого уровня на Щёлковском телевидении, многие переходили с накопленным опытом в федеральные СМИ. Я считал тогда (и считаю до сих пор), что карьерному росту нельзя препятствовать, и охотно помогал тем, кто хотел реализовывать свой потенциал на новом уровне.
   Когда эфир немного окреп, пришло очередное «пополнение»: операторы Александр Спорышев, Алексей Пущин, Алексей Кабанов, журналисты Надежда Дзюбук, Ирина Мекедо, Елена Бережкова, Елена Рыбянцева, Марина Ломова, ставшая затем диктором, монтажёры Галина Холодцова, Максим Мостовик, Андрей Белкин. Тепло вспоминаю тех, кто обеспечивал техническую часть эфирного вещания – Сергей Киселев и Дмитрий Кабин.
     В то время я придумал выпускать свою еженедельную газету «События недели» - газетное изложение телевизионных новостей. Кроме информации о районных событиях, начали печатать в ней свою телепрограмму. Очень помог опыт Ирины Мекедо, работавшей до прихода на ТВ в газете «Время».
   Кроме этого, с Николаем Павловым и Андреем Худолеевым, бывшем в то время начальником отдела по делам молодёжи, создали «школу молодого журналиста» - кадровый резерв для СМИ района. Валерия Потапова, Евгения Сазонова, Владимир Янушкевич, Игорь Коноваленко – вот неполный список молодых в то время ребят, участвующих в нашем телепроцессе.
    Теперь надо было решать другой вопрос. Согласно лицензии у нас было право на вещание в течение 20 часов в сутки, но своими программами мы закрывали гораздо меньше. Уже тогда я изучал общественное мнение, фактически занимался брендингом, придумывая и продвигая новые проекты. Мы решили кроме наших программ показывать советские добрые хорошие картины. И не ошиблись в этом выборе. Люди смотрели Щёлковское телевидение с удовольствием.
    В это же время мы совершенствовали свою «эфирку», соединили три вагончика вместе. Помню, как выпиливали мебель, красили её, устанавливали магнитофоны, пульт. Пришли работать выпускающими эфира Денис Ратников, Александр Морозов, Александр Кроленко. Ответственные, славные ребята.


      

   Купили станцию титрования и голосования по трём телефонам. Начались соцопросы на выборах, в которых мы активно участвовали. Это позволяло заработать деньги. Ведь в районном бюджете на ТВ было заложено мало, а траты на аппаратуру, кассеты были очень большими.
    С Андреем Худолеевым была создана программа «Твой выбор», появляющаяся в моменты выборов. Это был марафон в прямом эфире – программа, которая шла весь день, и в которой кандидаты со своими платформами и представители избиркомов со статистикой сменяли друг друга. Собственно, такое бурное участие телевидения в политике и привело к моему расставанию с ТВ. Во Фрязине в 2000 году избирали главу. Выборы были очень сложные. Щёлковскому телевидению запретили их освещать. Я написал заявление об уходе. Это было решение, которое мне далось очень непросто. Пришлось уехать из района. Очень хочу вернуться… Так что в этом году у меня два юбилея, радостный и грустный: Щёлковскому телевидению 20 лет, и моему уходу из него 10 лет. Но те, кто создавал районное ТВ, продолжают общаться в Facebook на странице «Телерадиокомпания «Щёлково», куда я приглашаю всех, кому интересна эта тема.
    Кем я работаю сейчас? Опыт создания телевидения очень мне помог получить второе образование, и я теперь профессионал в стратегическом маркетинге, брендинге. Возглавлял дирекции по маркетингу и развитию в различных компаниях, а недавний мой проект - это X5 RETAIL GROUP (магазины "Пятёрочка", "Перекрёсток", "Карусель"), где я был вице-президентом по СТМ (собственным торговым маркам). Сейчас консультирую ряд предприятий федерального уровня в части формирования ассортиментной стратегии. Много информации обо мне можно найти в Интернете через любой поисковик.
   А к вопросу о моём участии в создании Щёлковского телевидения... Считаю, что благодаря ТВ жители района получили объективный источник информации. На то время он был очень оперативным, да ещё и очень интерактивным. Телевидение показывало реальную жизнь, оно вызывало отклик, эмоцию. А ведь самое дорогое – это эмоция. Мы сделали то, что казалось невозможным. Сделали для себя и для людей. И  тогда у нас всё получилось.
    Прошу прощения у своих коллег, о которых не сказал ничего в этом интервью – всех помню, всем удачи! А тем, кто делает Щёлковское телевидение сегодня, хочу пожелать вдумчивости, уверенности и равновесия. И помните, что контент всегда важнее контекста!

 
На снимках:
1. Александр Анфиногенов;
2. Сергей Жарков и Александр Анфиногенов у Аксиньинского сельского клуба;
3. Николай Павлов;
4. Почётный гражданин Московской области, председатель Мособлсовета Иван Черепанов, Александр Анфиногенов, Николай Пашин, Александр Толстяков;
5. Игорь Макеев;
6. Александр Анфиногенов на телевышке;
7. Вячеслав Малежик, Екатерина Сорокина, Алексей Пущин.
 
 
 
 
 
 
Подготовил Андрей Данилов
Фото из личного архива Александра Анфиногенова, со страницы «Телерадиокомпания «Щёлково» в Facebook.












Реклама


Отремонтировать квартиру



Починка стир/маш и холод.