Информационный сайт Щелково

Благовещенский Алексей Сергеевич.


Благовещенский Алексей Сергеевич Герой Советского Союза: Благовещенский Алексей Сергеевич (5 (18) октября 1909 г. — 24 мая 1994 г.). Белорус, уроженец Белоруссии, г. Брест-Литовск (в настоящее время — Брест), окончил свой путь на земле в городском поселении Щелково Московской области. В Россию, г. Курск, их семья переехала в 1914 г. После окончания в 1927-ом Курского промышленно-экономического техникума в том же году был призван в армию. В 1928 г. была закончена Ленинградская военно-теоретическая школа ВВС, в 1929 г. – Борисоглебская военная авиационная школа летчиков. Местом службы А.С. Благовещенского стали строевые части ВВС, дислоцирующиеся в г. Брянск, с 1933 г. — ВВС Тихоокеанского флота.

В период с сентября до декабря 1937 г. занимался в Научно-испытательном институте ВВС летно-испытательной работой, в частности, испытаниями самолетов-истребителей И-15 и И-16.

В период с 5 декабря 1937 г. до 10 августа 1938 г. — во время боевых действий в Китае — был командиром авиаэскадрильи, после — истребительной авиагруппы. Истребители И-15 и И-16 стали для А.С. Благовещенского самолетами, на которых он 117 раз совершал боевые вылеты, участвовал в 40 воздушных боях, из которых два были ночными. 16 фашистских самолетов было сбито им в составе группы, семь — лично.

Верность воинскому долгу, мужество и героизм капитана Благовещенского были отмечены присвоением звания Героя Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14.11.1938 г.), а также награждением орденом Ленина. После того как в СССР был учрежден знак особого отличия, Алексею Сергеевичу вручили медаль «Золотая Звезда» за номером 107.

В октябре 1938 г. снова вернулся в НИИ ВВС, где приступил к летно-испытательной работе. Накопленный в боях опыт помогал ему вносить весомый вклад в отработку некоторых элементов воздушного боя, проводимого самолетами-истребителями. В 1939 г. учился на курсах усовершенствования, открытых при Военной академии Генштаба. Был командиром истребительной авиационной бригады (Ленинградский военный округ).

В годы войны с белофиннами в 1939-1940 гг. А.С. Благовещенский, командуя авиабригадой, на своем И-16 совершил порядка четырех десятков боевых вылетов, на его счету три воздушных боя. За воинскую отвагу, проявленную в этот период, капитану вручили орден Красного Знамени. В апреле 1940 г. был командиром истребительной авиационной бригады ПВО Баку, позднее возглавлял 27-ую авиационную дивизию (Закавказский военный округ). В январе 1941-го стал заместителем командующего ВВС Дальневосточного фронта.

В годы Великой Отечественной — с октября 1942 г. по февраль 1945 г. — командовал 2-ым истребительным авиационным корпусом. Ленинградский, Калининский, 1-ый Украинский, Белорусский — на всех этих фронтах корпус принимал в боях самое активное участие. Подорвавшись в Польше на мине 9 февраля 1945 г., А.С. Благовещенский лечился от тяжелого ранения в столичном госпитале до конца войны. За период Великой Отечественной командир корпуса был участником трех воздушных боев, на его счету несколько личных боевых вылетов, предпринятых с целью выяснения воздушной обстановки.

В 1938 г. командованием японских ВВС было принято решение сбросить 29 мая бомбы на китайский город Ханькоу. Агенты донесли об этом китайскому командованию, которое, в свою очередь, поставило об этом в известность советского военного советника. Контрмерой стала экстренная переброска в Китай отряда истребителей, которыми командовал А.С. Благовещенский.

Повстречав 54 японских самолета на дальних подступах Ханькоу, советские летчики уничтожили 21 из них. Хотя в газетах это было преподнесено как блестящая победа китайских военно-воздушных сил, основная заслуга в этом принадлежала именно группе летчиков-истребителей под командованием А.С. Благовещенского. После войны до1947 г. возглавлял расположенную в Люберцах Высшую офицерскую школу воздушного боя, с 1947 г. по 1949 г. являлся помощником командующего по строевой части 7-й (в феврале 1949 г. порядковый номер изменен на 62-й) воздушной армии ПВО Бакинского округа. С 1949 г. по 1952 г. А.С. Благовещенский руководил Управлением испытаний самолетов ГК НИИ ВВС, с 1952 г. по 1959 г. — ГК НИИ ВВС. Испытания разных видов самолетов, включая реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-15УТИ, Ла-15, проходили при непосредственном участии А.С. Благовещенского.м

В апреле 1960 года Алексей Сергеевич ушел в запас. Далее его трудовая биография была связана с ОКБ А.Н.Туполева. В 1962 г.-1965 г. он занимал должность заместителя начальника, в 1965 г.-1975 г. — начальника летно-испытательной базы, в 1975 г -1983 г. — заместителя главного конструктора, в 1984 г.-1985 г. — ведущего конструктора. Проживал в столице. Скончался 24 мая 1994 года. Похоронили генерал-лейтенанта авиации, летчика-испытателя 1-го класса на московском Троекуровском кладбище.

В числе наград А.С. Благовещенского — два ордена Ленина, два ордена Красной Звезды, три ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Октябрьской Революции, орден Кутузова 2-й степени, два ордена Суворова 2-й степени, орден Богдана Хмельницкого 2-й степени, орден, врученный китайским руководством, медали.

На доме в Чкаловском Щёлковского района, где когда-то жил Алексей Сергеевич, установили мемориальную доску в память о его служении Отечеству.












Реклама


Отремонтировать квартиру



Починка стир/маш и холод.