Информационный сайт Щелково

Макаренко Николай Фёдорович.


Макаренко Николай Фёдорович Герой Советского Союза: Макаренко Николай Федорович (19 апреля (1 мая) 1916 г — 12 января 1998 г.). После войны- житель Щёлковского района- Николай Федорович с Красной Армией связал свою жизнь с 1935 года. В 1938 г. за плечами Н.Ф. Макаренко осталась Чугуевская военная школа летчиков. Участвовал в освобождении Западной Белоруссии и Западной Украины, в боях с белофиннами (1939-1940 гг.).

Именно на советско-финляндской войне состоялось боевое крещение Николая Макаренко, который тогда носил лейтенантские погоны и летал на самолетах И-16 и И-153 («Чайка»). Первое в жизни боевое задание он получил в декабре 1939 г. Перед эскадрильей, в состав которой входил его самолет, была поставлена задача прикрыть боевые порядки сухопутных войск на Карельском перешейке. В бой с нашими машинами вступил вражеский «Дорнье-215», и Н.М. Макаренко, приблизившись к нему, провел три атаки, пока «немец» не стал разваливаться прямо в небе. Там же, на Карельском перешейке, была вторая личная победа. 2 января 1940 г. в составе звена истребителей самолет Н.Ф. Макаренко прикрывал сухопутные войска и уничтожил замыкающий из появившихся в небе финских самолетов. За период войны с белофиннами на счету летчика было более полусотни успешных боевых вылетов.

С 1941 г. являлся членом ВКП(б)/КПСС. Как только началась Великая Отечественная война, Николай Федорович оказался на фронте в качестве командира звена. Первый успешный бой с гитлеровской авиацией состоялся вблизи города Сортавала. Звено из пяти советских истребителей, произведя разведку, подожгло более десятка немецких автомобилей и, возвращаясь на свой аэродром, увидело отряды вражеской пехоты. В бреющем полете на высоте 200 метров Н.Ф. Макаренко пулеметными очередями стал уничтожать пехоту, однако в неравный бой с ним вступили 4 немецких «мессершмитта». Отважный летчик предпринял лобовую атаку и, приблизившись к одному из «мессеров», с первого же раза его уничтожил.

Затем Николай Макаренко стал командиром эскадрильи 153-го истребительного авиационного полка (5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я армия, Ленинградский фронт). Летчики отражали атаки немецкой авиации на блокадный Ленинград. К концу 1941 г. на его счету было участие в 11 воздушных боях, в которых было уничтожено на земле два и сбит в небе один вражеский самолет. Всего Н.Ф. Макаренко к этому времени было совершено более двух сотен боевых вылетов. Помимо этого, он принимал активное участие в уничтожении мототехники и живой силы вражеских войск. В самом конце 1941 г. мужественного летчика представили к званию Героя Советского Союза, однако прошло больше года, пока награда наконец нашла своего героя.

Защита Воронежа в июле 1942 г. в воздушном бою закончилась для Николая Федоровича пребыванием в госпитале из-за очень тяжелого ранения руки. В небе над городом и его окрестностями тогда разгорелось грандиозное воздушное сражение, в котором участвовали десятки самолетов с обеих сторон: к Воронежу приближались более 50 немецких истребителей, осуществлявших прикрытие около сотни бомбардировщиков. В этой смертоносной огненной круговерти участвовал и самолет Н.Ф. Макаренко. Используя все свое мастерство, бесстрашный боевой летчик уничтожил 2 самолета. Сразу после того, как по радио был получен приказ комиссара их авиаполка еще 10-20 минут продержаться, пока на подмогу придет другой авиаполк, Николай Федорович Макаренко понял, что сильно ранен, но героически продолжил бой.

Более полугода после того боя он провел в госпитале, но, несмотря на усилия медработников, рука так и не восстановилась до нужного уровня. После этого летная деятельность оказалась для него под запретом. К этому моменту Н.Ф. Макаренко имел полное право гордиться 320 боевыми вылетами, 109 вылетами в качестве штурмовика, уничтожением 10 немецких самолетов.

Героизм, мужество гвардии майора Николая Федоровича Макаренко, образцовое выполнение фронтовых боевых заданий были оценены высшей государственной наградой — званием Героя Советского Союза (10 февраля 1943 г.), вместе с которым отважный боевой летчик получил орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» (№ 823). Новость о получении звания пришла на второй день после того, как Николай Федорович вернулся в родную часть после лечения. Во время его торжественного чествования был вручен самый ценный подарок, бережно хранимый долгие годы, — пушечный снаряд самолета, которым он управлял в воздушном бою под Воронежем.

Служба в ВВС СССР была продолжена весной 1943 г. 1950-й стал годом успешного (диплом с отличием) окончания Краснознаменной ордена Ленина Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского и получением звания полковника-инженера. После этого он занимал различные инженерные должности, где демонстрировал ценное сочетание полученных в академии теоретических знаний и большого боевого опыта. Государственный научно-испытательный институт ВВС им. В.П. Чкалова стал местом, где Н.Ф. Макаренко испытывал авиационную технику. Будучи преподавателем, научным сотрудником, выступая в войсковых частях с лекциями, Николай Федорович и здесь оставался верен себе — и в 1961 г. его заслуги были оценены вручением ордена Трудового Красного Знамени.

В 1970 г. Н.Ф. Макаренко в звании полковника ушел в запас и проживал в Щёлковском районе, в поселке Чкаловский. Сердце боевого летчика перестало биться 12 января 1998 года. Местом его захоронения стало кладбище д. Леониха Щёлковского района. Заслуги Николая Федоровича отмечены большим количеством высоких наград, среди которых два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды, орден Трудового Красного Знамени, медаль «За боевые заслуги».

В память о Николае Федоровиче Макаренко на его доме в Чкаловском установлена мемориальная доска. Самолет МиГ-23П 28 гвардейского истребительного авиационного полка носит имя фронтовика.












Реклама


Отремонтировать квартиру



Починка стир/маш и холод.