Информационный сайт Щелково

«Развитие отрасли «Культура» Щёлковского муниципального района на 2012-2014 годы»

Программа Развитие отрасли «Культура» Щёлковского муниципального района на 2012-2014 годы» реализует требования Федерального закона от 06.10.2003№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разработана на основе нормативно-правовых актов в сфере культуры и направлена на сохранение культурного потенциала Щёлковского муниципального района, создание условий для дальнейшего развития творческих способностей жителей района участия в культурной жизни.

Программа является стратегическим планом, состоящим из аналитического материала, системы мероприятий, определяет цели и задачи отрасли культуры Щёлковского муниципального района, направленные на её эффективное развитие в современных условиях.

Деятельность учреждений культуры района в последние годы направлена на повышение социальной эффективности культурной деятельности, расширение степени доступности культурных услуг населению.

В настоящее время культура Щёлковского муниципального района представляет собой обширную многопрофильную сеть учреждений культуры по многим видам культурной деятельности. По состоянию на 1 января 2011года сеть учреждений культуры насчитывает 69 единиц, в том числе 29 культурно-досуговых учреждений, 35 библиотек, 3 музея, 1 концертная организация, 1 парк культуры и отдыха.

Фактический уровень обеспеченности учреждениями культуры в городских и сельских поселениях по некоторым видам учреждений отрасли ниже социальных нормативов и норм, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009г. № 1767-р. В частности фактическая обеспеченность (мощность культурно-досуговых учреждений) ниже нормативной в городском поселении Загорянский, городском поселении Монино, городском поселении Щёлково. Фактическая обеспеченность библиотеками ниже нормативной в сельском поселении Медвежье-Озерское, городском поселении Монино и городском поселении Щёлково. Сельские поселения с численностью населения до 10 тыс. человек (все сельские поселения) должны иметь 1 музей, городские поселения -1 музей на 25 тыс.жителей.

Сравнительный анализ развития культуры по основным направлениям деятельности за 5 лет показывает следующее.

В сфере библиотечного дела - количество учреждений уменьшилось на 1 единицу (городскому поселению Монино передано 2 библиотеки, в поселении создано 1 муниципальное учреждение). Общее количество пользователей осталось прежним -52,6 тыс.человек; охват населения библиотечным обслуживанием составляет 30% , Книгообеспеченность составляет 2596 книг на 1000 жителей, количество поступлений новых книг на 1000 жителей – 62 экз. За 2009-2010 годы из федерального бюджета поступили финансовые средства на комплектование фондов библиотек в сумме 997.9 тыс.руб., в 2011году планируется поступление 382 тыс. руб. В результате книжные фонды пополнились новой справочной, краеведческой, учебной и иной литературой на 8,8 тыс. единиц. Библиотеки осуществляют информационно-просветительскую деятельность, проводят мероприятия, направленные на популяризацию чтения, книги, патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание жителей района. Ведется работа по автоматизации и техническому переоснащению библиотек, созданию единой автоматизированной библиотечной сети. В библиотеках формируются электронные каталоги, объем собственных электронных библиографических баз данных увеличился в 2 раза. Читателям предоставляется доступ к информационным ресурсам Интернета, организуется доступ к базам данных правовых систем. В 2011году из областного бюджета планируется поступление финансовых средств в размере 620 тыс. рублей для приобретения 27 компьютеров для библиотек района. Библиотеки района смогут выполнять муниципальные услуги в электронном виде по предоставлению доступа к справочно-поисковому аппарату и оцифрованным изданиям, иметь выход в ИНТЕРНЕТ.

В сфере культурно-досуговой деятельности - количество учреждений осталось прежним. Возросло количество клубных формирований с 278 до 312 и число занимающихся в них с 4344 до 5013 человек, возросло количество проводимых мероприятий и число посетителей этих мероприятий. В районе насчитывается 16 коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «Народный» и «Образцовый».

В районе накоплен положительный опыт проведения международных областных, межрегиональных и районных мероприятий, многие из которых стали «визитной карточкой» Щёлковского района. Международный фестиваль музыкального искусства «Звездный», областной конкурс вокального искусства «Алябьевский соловей», районный конкурс хореографического искусства «Щёлковский перепляс» и другие.

В сфере музейного дела - количество учреждений увеличилось на 1 единицу. В ГП Фряново создан историко-краеведческий музей. Число предметов основного фонда в Щёлковском историко-краеведческом музее увеличилось с 9290экз. до 9692экз, количество посещений увеличилось с 16,1 тыс.чел. до 17,2тыс.чел. В современных условиях в работе музеев на первый план выдвигается досуговая деятельность. Для этого улучшаются условия приема посетителей, внедряются в практику работы качественно новые привлекательные программы.

В 2011 году начат плановый переход муниципальных учреждений культуры в иные организационно-правовые формы - автономные учреждения. С 1 июля 2011г. МУ ЩМР «Щёлковский районный культурный комплекс» переведен в автономное учреждение.

К основным проблемам культуры района относятся следующие:

1.Материально-технические ресурсы культуры района, уровень информатизации. За последние годы были проведены ремонты МУ ЩРКК, М-Озерского СДК, СДК п, Биокомбината, Литвиновского СДК , но треть зданий учреждений культуры требуют капитального ремонта. Большинство зданий имеют 80-процентный физический износ. Недостаточность современного светового и звукового оборудования снижает качество проводимых мероприятий. Не соответствует современному уровню информатизация учреждений культуры. Всего 17 учреждений имеют доступ в Интернет. Подлежит обновлению материально-техническая база учреждений культуры. Есть необходимость в пополнении и обновлении музыкальными инструментами, звукового и светового оборудования, и т.д. Нуждается в развитии процесс информатизации и компьютеризации учреждений культуры.

2.Приток молодых специалистов в профессии отрасли незначительный, во многом это связано со слабой социальной защищенностью работников культуры, невысокой заработной платой работников культуры. В учреждениях культуры работает всего 14% специалистов до 30 лет, 46% -от 30 до 50 лет, 40% старше 50 лет. Процент специалистов с высшим образованием составляет 51%, со средним-специальным -38 %. Низким остается процент прохождения специалистами обучения на курсах повышения квалификации, семинарах, мастер-классах. В 2010 году 18 специалистов прошли обучение на курсах повышения квалификации Необходимо увеличить ежегодный процент повышения квалификации работников культуры .В Московской области осуществляется подготовка специалистов по целевому набору в Московском государственном университете культуры. В настоящий момент на заочном отделении МГУК обучается 3 специалиста по целевому направлению.

Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые средства на проведение работ на конкретных объектах, предотвратит их распыление, обеспечит максимальную отдачу. Реализация программы позволит преодолеть существующие трудности в деятельности учреждений, обеспечить целенаправленную работу по сохранению культурного наследия и развитию культурного потенциала Щёлковского района.

Программа будет реализована в соответствии с перечнем мероприятий, указанных в приложении к целевой программе «Развитие отрасли «Культура» Щёлковского муниципального района на 2012-2014 годы». Перечень мероприятий состоит из разделов, которые охватывают наиболее важные направления культурной политики.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Цель Программы – развитие отрасли культуры Щёлковского муниципального района, создание условий для повышения роли культуры в решении перспективных задач социально-экономического развития района, усилении роли культуры в воспитании, просвещении и обеспечении досуга населения Щёлковского района.

Задачи и основные направления Программы:
Развитие сети учреждений культуры Увеличение сети учреждений культуры (в соответствии с нормативной потребностью)
Сохранение и эффективное использование культурного наследия

Основные цели раздела:
-Обеспечение сохранения, пополнения и изучения музейного фонда;
-использование новых информационных технологий в работе по учету, хранению и популяризации музейных предметов и музейных коллекций;
-внедрение эффективных форм и методов в организацию деятельности музея;
-обеспечение доступа граждан к музейным коллекциям.

Для дальнейшего развития музейного дела в Щёлковском районе необходимо:
-компьютеризация музеев;
-пополнение фондов музейными предметами и их реставрация;
-обновление экспозиций.

Ожидаемые результаты:
-Сохранение культурно-исторического наследия Щёлковского муниципального района;
-Совершенствование системы патриотического воспитания и формирование социально-значимых ценностей;
-Обеспечение безопасности музейных фондов и посетителей музеев.

Совершенствование библиотечного обслуживания населения.

Цель раздела - совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания населения Щелковского муниципального района.

Задачи раздела. Обеспечение библиотечного обслуживания населения:
- расширение функций библиотек;
- повышение качества услуг для наиболее полного удовлетворения потребностей разных категорий пользователей;
- обеспечение комфортных условий обслуживания;
- модернизация библиотечных технологий;
- создание единого информационного и культурного пространства Щелковского муниципального района на современном уровне.

Ожидаемые результаты:
-Развитие информационных ресурсов библиотек, расширение спектра предоставляемой пользователям информации;
-Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек и к оцифрованным изданиям.
-Обеспечение сохранности библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса Щелковского муниципального района;
-Повышение культуры чтения населения района. Привлечение к чтению не читающих жителей;
-Развитие центров правовой, деловой, экологической информации;
- Обеспечение прав детей, молодежи, инвалидов, мигрантов и других социально незащищенных групп населения на библиотечно-информационное обслуживание.
-Участие в областных, региональных, общероссийских библиотечных культурных информационных проектах. Участие в Национальной программе поддержки и развития чтения. Усиление присутствия библиотек МУ ЩРБИЦ в информационном пространстве Московской области.

Организация культурно-досуговой деятельности.

Основные цели раздела:
-расширение культурно-массовой, досуговой деятельности.
-совершенствование уровня проведения культурно-массовых мероприятий для организации досуга населения района;
-совершенствование форм работы с различными категориями жителей района,
-сохранение традиций проведения праздников и фестивалей самодеятельного народного творчества;
-Увеличение числа участников творческих коллективов;
-повышение качества зрелищных культурно-досуговых мероприятий.
-вовлечение большего числа жителей района в занятие любительским художественным творчеством, создание условий для развития творческого потенциала жителей района.
-сохранение и развитие декоративно-прикладного творчества;
-сохранение и развитие фольклора, развитие творческих связей с художественными коллективами Московской области, регионов России и зарубежных стран.

Развитие кадрового потенциала отрасли культуры.

Формирование эффективной кадровой политики в отрасли «культура», поддержка высокого профессионального уровня кадров культуры.

Задачи раздела:
-совершенствование системы повышения квалификации кадров руководителей и специалистов;
-формирование кадрового потенциала управленческих кадров и творческих работников.
-сохранение кадрового потенциала работников культуры, повышение их квалификации.

Укрепление материально-технической базы учреждений культуры
- техническое и технологическое переоснащение учреждений отрасли «Культура»;
-качественное улучшение состояния материально-технической базы учреждений ,
- улучшение материально-технической базы и условий для деятельности учреждений культуры;
-улучшение культурного обслуживания населения.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование данной Программы за счёт средств районного бюджета, в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Щёлковского муниципального района на 2012-2014 годы, бюджета Московской области, в соответствии с Законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год, финансовые средства Федерального бюджета, бюджета городских и сельских поселений, привлечённые финансовые средства.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Перечень мероприятий формируется исходя из целей и задач отрасли культуры Щёлковского муниципального района.

Определена следующая система программных мероприятий:

Раздел 1. Развитие сети учреждений культуры

Раздел 2. Сохранение культурного наследия

Раздел 3. Совершенствование системы библиотечного обслуживания

Раздел 4. Организация культурно-досуговой деятельности

Раздел 5. Развитие кадрового потенциала отрасли «Культура»

Раздел 6. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры

Комплекс программных мероприятий на 2012-2014 годы уточняется ежегодно, с учетом объёма имеющихся бюджетных средств.

Мероприятия по каждому разделу представлены в приложении.

ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий программы позволит создать условия для устойчивого функционирования и эффективного развития отрасли, а также обеспечит сохранение социальной стабильности посредством повышения уровня удовлетворенности культурных потребностей жителей района. Внедрение новых форм, более эффективных форм работы с различными категориями позволит повысить объем и качество оказания культурных услуг населению.

Реализация мероприятий позволит достичь следующих результатов:
-Увеличение числа музеев с 3 до 6 единиц.
-Увеличение числа библиотек с 35 до 36 единиц.
-Увеличение числа культурно-досуговых учреждений с 29 до 31единицы.
-Увеличение числа посещений музеев (галереи) до 29 тыс. человек.
-Доля экспонируемых предметов от числа предметов основного музейного фонда возрастет с 30% до 35%.
-Число экспонатов фондов музеев увеличится до 16.5 тыс. единиц.
-Количество посетителей муниципальных библиотек возрастет до 343,5 тыс. человек.
-Количество экземпляров новых поступлений книг на 1000 человек в год увеличится с 62 экземпляров до 70 экземпляров;
-Увеличится число компьютеризированных библиотек и библиотек имеющих выход ив ИНТЕРНЕТ с 13 до 35.
-Количество проведенных культурно-досуговых мероприятий, фестивалей, конкурсов, выставок увеличится с 2790 до 2810 единиц;
- Число клубных формирований возрастет с 312 до 320 единиц.
-Число участников платных культурно-досуговых мероприятий увеличится с 25,2 тыс. человек до 26,3 тыс. человек.
-Число «Народных», «Образцовых» коллективов увеличится с 16 единиц до 18 единиц.
-Число специалистов, прошедших повышение квалификации, переподготовку возрастет с 18 человек до 25 человек в год.
-Число отремонтированных учреждений культуры увеличится на 13 единиц.
Увеличится обеспеченность учреждений культуры спецоборудованием, (свет, звук, музыкальные инструменты) на 10 %.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, КОНТРОЛЬ И ОТЧЁТНОСТЬ

Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса мер организационного, экономического и правового характера и включает следующие элементы:
-управление Программой с четким определением состава, функций, механизмов координации действий Управления по вопросам культуры. физической культуры, спорта и делам молодежи и конкретных исполнителей мероприятий Программы;
-рациональное использование бюджетных средств;
- привлечение внебюджетных источников финансирования программных мероприятий.

Управление по вопросам культуры, физической культуры, спорта и делам молодежи координирует деятельность основных исполнителей по выполнению программных мероприятий, контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий.

Финансовый отчёт по Программе представляется Управлением по вопросам культуры, физической культуры, спорта и делам молодежи 1 раз в квартал в Комитет по экономической политике и финансам Администрации Щёлковского муниципального района.

Информационный отчёт о ходе выполнения Программы представляется Управлением по вопросам культуры, физической культуры, спорта и делам молодежи 1 раз в год на Совет Администрации Щёлковского муниципального района.

















Ремонт квартир недорого



Починить стиральную машину